Психологические кризисы взрослости в современной психологии Курсовая работа
Содержание
Введение 3
1. Кризисы и развитие человека 5
1.1. Сущность и содержание возрастных кризисов в психологической литературе 5
1.2. Представления о критических периодах в развитии 9
2. Возрастные кризисы взрослости 16
2.1. Кризис тридцати лет 16
2.2. Сущность кризиса «середины жизни» 18
Заключение 25
Библиографический список 27
Приложение 28
Специфика процесса развития заключается в таком качественном изменении структуры психики, когда происходит полное переструктурирование ее прежних составляющих и вновь приобретаемых, в результате чего образуется качественно новый субстрат, новое целостное качественное образование. Это происходит под воздействием некоторых пусковых биологических механизмов, меняющих социальную ситуацию развития человека (ребенка). То есть, возникающие в процессе роста, новые материальные структуры приводят к изначально биологической необходимости поддержать гомеостаз организма. Как следствие - старые способы жизнедеятельности (в том числе - и психические) не могут уже выполнять эту функцию. Появляется необходимость изменения образа взаимодействия с окружающей средой, в данном случае, с социумом, т.к. именно он и определяет весь спектр проявлений активности человека. Тем самым, человек меняет характер своей социальной активности с целью удовлетворения новых потребностей. Следствием этого является изменяющийся социальный статус человека. Именно этот факт является определяющим в проблеме кризисов не только взрослого человека, но и ребенка, подростка, а так же - пожилого человека.
Большая часть исследований отличается описательностью, констатацией положения дел, перечислением негативных симптомов развития современной психологии. Исследование, направленное на понимание причин кризиса и его движущих сил, имеет большую значимость, поскольку позволяет наметить перспективы его преодоления.
Начало для широкого обсуждения данной проблемы в отечественной психологии было положено работой Л.С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса», без ссылки на который не обходится ни одно исследование по данной проблеме.
Объектом исследования являются представления о психологических кризисах взрослости.
Предметом исследования являются психологическая сущность, содержание и структура кризисов взрослости в развитии современной психологии.
Цель исследования — изучить психологические кризисы взрослости в современной психологии, их психологическую сущность, структуру и содержание.
В соответствии с целью автором были поставлены следующие задачи:
- На основании анализа психологической литературы определить психологическую сущность возрастных кризисов.
- Рассмотреть основные представления о критических периодах в развитии человека.
- Дать характеристику возрастным кризисам взрослости.