Психологические аспекты индивидуализации и дифференциации процесса обучения Курсовая работа
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы индивидуализации и дифференциации обучения 5
1.1. Сущность понятий «индивидуализация» и «дифференциация» 5
1.2. Цели индивидуализации обучения 9
2. Психологические аспекты индивидуализации и дифференциации в обучении 16
2.1. Учет психических особенностей учащихся как основа индивидуализации и дифференциации обучения 16
2.2. Личностно-деятельностный подход как основа организации обучения 23
Заключение 29
Глоссарий 31
Библиографический список 32
Приложение 35
В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает педагогическим коллективам учебных заведений возможность выбирать и конструировать педагогический процесс. Разработаны и внедрены в практику новые образовательные технологии, которые призваны сделать обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье ребенка. Именно этот фактор - здоровье - заставляет нас сегодня обращаться к личностно-ориентированным технологиям, к которым относится дифференциация и индивидуализация учебного процесса.
На волне демократизации и гуманизации образования возникает повышение внимания теоретиков и практиков обучения к идее дифференцированного и индивидуализированного обучения. Однако в реальной практике современной школы преимущественно используется внешняя дифференциация: создание профильных, специальных, продвинутого уровня и коррекционных классов, гимназий и лицеев. Основанием дифференциации служит в первую очередь уровень обученности школьников (или их интересы, склонность к разным предметам). При этом не учитываются психофизиологические, интеллектуальные и характерологические особенности учеников, так как данный подход требует специального комплексного исследования особенностей личности ребенка.
Цель курсовой работы – изучить психологические аспекты индивидуализации и дифференциации процесса обучения.
Объект исследования - процесс обучения в школе.
Предмет исследования – индивидуализация и дифференциация в процессе обучения.
Задачи курсовой работы:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам индивидуализации и дифференциации обучения;
- выявить цели индивидуализации обучения;
- выявить индивидуально-психологические особенности учащихся как основы индивидуализации и дифференциации обучения;
- изучить личностно-ориентированный подход как основу организации обучения.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, глоссария, библиографического списка и приложения.