Формы проявления агрессивности в подростковом и раннем юношеском возрасте Курсовая работа
Содержание
Введение 3
Глава 1. Анализ психологической литературы по проблеме агрессивности в подростковом и раннем юношеском возрасте 5
1.1. Природы агрессии 5
1.2. Причины подростковой агрессии 11
1.3. Особенности проявление агрессивного поведения 14
1.4. Особенности агрессивного поведения подростков и раннего юношеского возраста 20
Глава 2. Исследование особенностей проявления агрессивности в подростковом и юношеском возрасте 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ результатов исследования 28
Заключение 32
Список используемой литературы 33
Приложения 35
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражают одну из важнейших социальных проблем общества - для этой возрастной категории характерно большое количество конфликтов, проявление агрессивности, насилия по отношению к сверстникам, за последнее время выросла молодежная преступность. Причины агрессивности необходимо искать в основном круге проблем подрастающего поколении. Это семья, методы воспитания. Особенно неблагополучно положение в необеспеченных, малообеспеченных, проблемных семьях. Также в данный период наибольшую тревогу и озабоченность у российских подростков вызывали: неопределенность в будущем и взаимоотношения с родителями.
Возникающие у детей чувство ущемленности, обделенности, незаслуженной обиды, чувство зависти, ненависти толкает их на совершение актов насилия. Имея одинаковый возраст, даже обучаясь в одном классе, дети проживают совершенно различные жизни, поэтому так важно знать, что характерно для подростков из благополучных и неблагополучных семей. Все эти обстоятельства обусловили выбор темы нашего исследования.
Объект исследования: проявление агрессивности в подростковом и раннем юношеском возрасте.
Предмет исследования: агрессивность подростков.
Цель исследования: изучить формы проявления агрессивности в подростковом и раннем юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: агрессивное поведение подростков обусловлено определенным набором психологических особенностей личности и уровнем их проявления у конкретного человека.
В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи:
- Теоретический анализ литературы по данной теме;
- Провести исследование агрессивных проявлений подростков, склонных к агрессии, согласно комплексной психодиагностической методике Басса-Дарки;
- Провести исследование уровня развития психологических особенностей личности в подростковом и раннем юношеском возрасте с помощью методики Г.Ю. Айзенка.
- Провести анализ результатов исследования.
В своей работе мы опирались на положения З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, А. Басса, А. Бандуры, К. Роджерса, Г.А. Андреевой, О.Ю. Михайловой и других.
Методы исследования:
- Методика Г. Ю. Айзенка для подростков (FPI);
- Методика Басса-Дарки;
- Метод анкетирования;
- Метод беседы;
- Аналитический метод обработки результатов.
Исследование проводилось в калевальской средней школе. Выборка испытуемых: учащиеся восьмых классов – 36 человек, среди них 15 мальчиков и 21 девочка.