Диплом на тему Особенности самосознания детей-инвалидов подросткового возраста с ДЦП
Содержание
Введение 3
1. Теоретический анализ современного состояния проблемы формирования самосознания 5
1.1. Феномен самосознания 5
1.2. Особенности самосознания подростка 13
1.3. Особенности самосознания у детей с детским церебральным параличом 21
2. Исследование особенностей самосознания здоровых и подростков с ДЦП 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Результаты исследования 30
Заключение 42
Библиографический список 45
Приложения 50
Актуальность настоящей работы определяется тем, что в ней рассматриваются отдельные наиболее значимые, как для психологической науки, так и для общества в целом, аспекты развития личности. Речь идет о формировании самосознания детей-инвалидов с ДЦП и влиянии специфики данного заболевания на этот процесс. Проблеме формирования личности детей-инвалидов уделяется в настоящий момент в обществе большое внимание.
Самосознание - это система представлений человека о самом себе, в которую входит как осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а так же субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
В данной работе изучены особенности самосознания подростков с ДЦП. Если для здорового подростка формирование положительной «Я концепции» играют важную роль, то для подростка с ДЦП это важно вдвойне. Осознание своих ограниченных возможностей формирует у них низкую самооценку, а это, в свою очередь порождает чувство неуверенности в себе и чувство неполноценности. Если подросток имеет видимые физические недостатки, оно будет усиливаться, поскольку внешний вид его сильно влияет на его самоощущение.
Изучение самосознания и самооценки и у детей-инвалидов имеет чрезвычайно важное значение, так как самооценка занимает центральное место в процессе развития самосознания, обеспечивает единство, стабилизацию и целостность личности, включена во множество связей и отношений с другими психологическими образованиями, каждый из которых вносит свой вклад в ее формирование и вместе с тем корригируется и направляется ее непосредственным воздействием.
Новизна исследования: проведенное исследование показало, что у детей с ДЦП в подростковом возрасте имеются определенные особенности в формировании самооценки, затрудняющие адекватное личностное развитие.
Объект исследования - самосознание детей-инвалидов подросткового возраста с ДЦП, находящихся при Центре.
Предмет исследования – изучение отдельных аспектов самосознания (самооценки) детей-инвалидов подросткового возраста с ДЦП.
Гипотезы исследования:
- самосознание (самооценка) подростков с ДЦП имеет качественные отличия от самооценки здоровых детей;
- самосознание подростков с ДЦП имеет качественные отличия от самосознания их здоровых сверстников.