Диплом на тему Профилактика наркомании в школе
Содержание
Введение 3
1 Профилактика наркомании как психолого-педагогическая проблема 6
1.1 Проблема наркомании и работа по ее профилактике 6
1.2 Психолого-педагогический аспект подростковой наркомании 14
1.3 Предпосылки профилактики наркомании как один их критериев ценностной ориентации 23
2 Исследование предпосылок психолого-педагогической профилактики наркомании в школе 32
2.1 Организация и результаты исследования предпосылок психолого-педагогической профилактики наркомании в школе 32
2.2 Программа по психолого-педагогической профилактики наркомании в школе 40
2.3 Результаты эффективности исследования психокоррекционной работы, направленной на профилактику наркомании в школе 51
Заключение 52
Глоссарий 55
Список используемой литературы 57
Приложение А 61
Приложение Б 67
Приложение В 69
Приложение Г 71
Наркомания - болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам и являющаяся одной из форм девиантного поведения, тяжелого и распространенного явления. Корни ею уходят в резко изменившиеся социальные отношения и в несовершенную систему профессиональной педагогической профилактики наркомании в школе, не учитывающую происходящие трансформации самосознания подростков в их отношениях с миром. Подростковый невроз, суицид, преступность, алкоголизм и наркомания - все эти проблемы не могут быть решены силами исключительно школьного коллектива, но в борьбе с предотвращением этого зла школа может и должна занять самую активную гражданскую позицию.
Традиционно используемые в школах подходы профилактики употребления ПАВ малоэффективны, а современные почти не используются в системе образования.
Объект исследования – профилактика наркотизации в школе.
Предмет исследования - психолого-педагогическая профилактическая работа в школе.
Цель исследования - исследовать психолого-педагогические предпосылки профилактики наркомании в школе.
Задачи исследования:
- проанализировать современное состояние профилактики наркомании в школе, провести анализ психолого-педагогических источников по исследуемой теме;
- провести исследование предпосылок психолого-педагогической профилактики наркомании в школе;
- разработать содержание и формы психолого-педагогической модели работы по профилактике наркомании в школе.
Гипотеза исследования - эффективность и качество профилактической работы среди подростков в школе определяются совокупностью проводимых мероприятий в рамках психолого-педагогической программы по предпосылкам профилактики наркомании в школе.
Основные методы исследования:
- Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме профилактики наркомании;
- Анкетирование;
- Тестирование: тест «Исследование тревожности» (Спилбергер); тест «Самооценка психических состояний» (Айзенк);
- Сравнительный анализ;
- Метод математической обработки;
- Тренинг.
Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы № 6. В эксперименте участвовало 40 подростков, 17 подростков группы риска.