Skip to main content

Выполнено более 2000 работ!

Опыт более 15 лет!

Творческие и познавательные интересы у творчески одаренных детей Курсовая работа

Содержание

Введение 3

Глава 1. Развитие одаренных детей 5

1.1. К проблеме одаренности 6
1.2. Развитие умственной, интеллектуальной и творческой, эмоциональной одаренности 12

Глава 2. Познавательная активность одаренных детей 21

2.1. Исследование познавательной активности одаренных детей по методике СОНА 21
2.2. Принципы построения программы для одаренных детей 26

Заключение 29

Список использованной литературы 31

Приложение 33

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты.

Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует стандартных требований (все как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом.

Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане развития способностей. Эти и другие особенности таких ребят влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении "неодобряемых". В этой связи необходимо добиваться изменения такой позиции, и, прежде всего, это связано с подготовкой самих педагогов.

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще. Нынешним школьникам приходится вмещать столько в свою память, что порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.

В этой связи хочется отметить работы известного психолога, доктора психологических наук Н. Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологии. Многие психологические принципы развития творчества у детей младшего школьного возраста выдвинул Н. А. Матюшкин. Огромную работу проделали Д.Б. и М.Е. Богоявленские. Они глубоко изучили проблемы психологии творчества. Особенно ценна его разработка подхода к изучению одаренности, где он наиболее полно структурировал это психологическое явление.

Свои психологические модели были разработаны и рядом западных психологов: Дж. Гилфорд, Э.Де Боно, Дж. Галлаир, Дж. Рензулли, П. Торренс. Однако доступ к трудам этих авторов к сожалению сильно ограничен. Поэтому в изучении данного вопроса приходится больше опираться на таких столпов русской, советской психологии как С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Дружинин В.Н. и др.

И, наконец, можно отметить великолепную исследовательскую работу Н.Б. Шумаковой. Вместе с группой ученых ею была разработана дифференцированная система обучения, дающая больше возможности для проявления индивидуальности ребенка.

Целью нашей работы является – изучение творческих и познавательных интересов у творчески одаренных детей.

Исследование проводилось в школе «Искусств» №1 г. Петрозаводска, в 3-ем и 4-ом классах.

В соответствии с исследованием, автором были поставлены следующие задачи:

  • дать определение «одаренности»;
  • рассмотреть умственное и эмоциональное развитие одаренных детей;
  • провести исследование в школе «Искусств» №1 по проблеме прогноза одаренных детей;
  • определить специальную программу обучения для одаренных детей.

Программа исследования:

  1. Цель исследования - изучение творческих и познавательных интересов у творчески одаренных детей.
  2. Объект исследования – ученики 3-4-го классов школы «Искусств» №1.
  3. Предмет исследования – развитие способностей.
  4. Гипотеза – у творчески одаренных детей стремление к творческим способностям превалирует над познавательными.
  5. Метод исследования – беседа.
  6. Методика – составленные вопросы и запись ответов на них.
  7. Процедура сбора данных – беседа будет проводиться в отдельном кабинете в присутствии родителей и учителя.
  8. Способы обработки информации – математический подсчет (процентное вычисление).
  • Цена руб.: 500