Изучение и выявление невротических расстройств учащихся начальной школы Курсовая работа
Содержание
Введение 3
Глава 1. Развитие неврозов у детей в семье 6
1.1. Понятие «невроза» 6
1.2. Семья и семейное воспитание 10
1.3. Влияние супружеских конфликтов на невротические расстройства детей 24
Глава 2. Организация исследования невротических расстройств у детей младшего школьного возраста 27
2.1. Характеристика методов и методик исследования 27
2.2. Процедура исследования и анализ результатов 29
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Важной частью исследований неврозов является изучение личностных и психических свойств детей и родителей, способствующих появлению неврозов. Поскольку тема данного исследования посвящена влиянию семейного воспитания на развитие невротических расстройств у детей младшего школьного возраста, то следует отметить, что младший школьный возраст можно расценивать как сенситивный период развития, особо восприимчивый к целенаправленным педагогическим воздействиям.
Трудности, переживаемые школьниками, включены в более глубокое переживание экзистенциального страха, возникающего из-за нарушенных отношений в семье. Масштаб этого переживания, его интенсивность, глобальность и чаще всего неосознанный характер соотносимы с угрожающим образом мира. Экзистенциальный страх переносится и на учителя как одного из объектов внешнего мира.
Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. По мнению В.В. Давыдова, это становление, вхождение в школьную жизнь, происходит на всем протяжении начальной школы, и сочетание черт дошкольного детства с особенностями школьника будет характеризовать весь период младшего школьного возраста. Все дети, начинающие обучение в школе, сталкиваются с теми или иными трудностями, но трудности одних преходящи, проблемы же других настолько серьезны, что делают детей трудновоспитуемыми и труднообучаемыми.
Гипотеза исследования: невротические расстройства ребенка младшего школьного возраста, связанные с внутрисемейным воспитанием, способствуют возникновению школьных трудностей.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
- Провести анализ литературы по данной теме;
- Выявить детей с невротическими расстройствами в начальной школе;
- Изучить представления детей об их школьных трудностях и проанализировать их переживания.