Skip to main content

Выполнено более 2000 работ!

Опыт более 15 лет!

Содержание общения со сверстниками детей с нарушением зрения Дипломная работа

Содержание

Введение 3

Глава 1. Общение и его значение для психического развития ребенка 5

1.1 Проблема общения в психологической литературе 5
1.2 Генезис развития общения как особого вида детский деятельности 12

Глава 2. Особенности развития детей с нарушением зрения 19

2.1. Нарушение зрения и их связь с развитием ребенка 19
2.2. Развитие общения и речи у детей с нарушением зрения 21
2.3. Коммуникативная деятельность детей с нарушениями зрения 28

Глава 3. Изучение содержательной характеристики общения детей с нарушением зрения в ДОУ 39

3.1. Организация и методы исследования 39
3.2. Результаты исследования и их анализ 42

Заключение 51

Список использованной литературы 53

Приложение 56

В ходе работы были проанализированы результаты, представленные в научных статьях, научно-популярной литературе по изучаемой проблеме, что выявило направления для моего исследования. Особое внимание уделялось содержательной стороне общения детей с нарушением зрения со сверстниками. Описанный опыт и некоторые рекомендации легли в основу моей исследовательской работы, что привело к предсказуемым результатам, которые говорят об адекватности методики исследования.

Проведенный анализ литературных данных показал, что у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста:

- Существуют проблемы в сфере общения, изменения в его развитии и структурное обеднение (уменьшение числа средств, мотивов, коммуникативных актов), трудности при овладении средствами, которые позволяют успешно осуществлять процесс коммуникаций.

- Превалирование речевого общения на ранних стадиях становления коммуникативной деятельности обусловливает нарушения процесса восприятия и понимания окружающих людей и недоразвитие социальной перцепции.

- Плохое владение невербальными средствами общения приводит к нарушению и снижению количества актов коммуникации, пассивности дошкольников, что влечет за собой нарушения развития функций речи и речевых средств общения.

- Ограничены представления и знания об эталонах выражения различных эмоциональных модальностей и их словесных обозначениях, «ключах» для понимания ситуаций, помогающих опознанию эмоций.

Ведущая роль при овладении основными средствами общения принадлежит взрослым, так как дети данной категории не могут усвоить их в процессе свободного взаимодействия с окружающими по подражанию. Для этого необходимо изучить особенности процесса коммуникаций детей с дефектами зрения дошкольного возраста, уровень сформированности представлений о средствах общения и определить пути оптимизации процесса восприятия и понимания окружающих в условиях сенсорной недостаточности.

Исследовательская работа проводилась на основе сравнительного анализа и выявления специфических особенностей в общении со сверстниками. В результате исследований было установлено, что процесс содержательная сторона общения у детей со зрительной патологией имеет незначительные отличия от нормы при выборе тем и обсуждении, но присутствуют заметные отличия в культуре общения. Гипотеза данной работы подтвердилась в том, что у таких детей заметно преобладает уровень количества эгоцентрических высказываний, а также несколько меньшая доброжелательность.

У детей встречается неадекватное реагирование на различные ситуации взаимодействия, и неправильно их оценивают, что приводит к прекращению контактов между детьми или их малой продолжительности. Дети, испытывая трудности такого рода, становятся пассивными в процессе общения, не проявляют к нему интереса или это приводит к конфликтной ситуации.

  • Цена руб.: 1200