Skip to main content

Выполнено более 2000 работ!

Опыт более 15 лет!

Особенности проявления агрессивности у девочек подросткового возраста Дипломная работа

Содержание

Введение 3

1 Анализ психологической литературы по проблему агрессивности подростков 6

1.1 Анализ исследований агрессивности в психологии 6
1.2 Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте 14
1.3 Особенности агрессивности девочек-подростков 18

2 Экспериментальное исследование агрессивности девочек-подростков 30

2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Анализ результатов исследования 32
2.3 Коррекционная работа с высокоагрессивными девочками-подростками 38

Заключение 46

Глоссарий 48

Список использованных источников 50

Приложение А 54
Приложение Б 55
Приложение В 56
Приложение Г 57
Приложение Д 58
Приложение Е 59
Приложение Ж 61
Приложение И 63
Приложение К 64

Подростковый возраст - это время развития самосознания человека, и, соответственно, период построения им самоотношения к своей тендерной идентификации. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков.

Новое поколение значительно отличается от предыдущих. Учителям чрезвычайно трудно понимать и поддерживать своих учеников. Им кажется, что в подростковом возрасте они были совсем другими, испытывали иные трудности, и, главное их проблемы были «лучше», достойнее тех, что беспокоят современных подростков.

Сегодня жизнь приводит все больше примеров возрастания агрессивности у девочек подростков, и обществу становится все сложнее и сложнее бороться с этой проблемой. Традиционно агрессивность изучалась почти без учета пола - она считалась прежде всего маскулинным качеством и ее исследования проводились преимущественно на мужских выборках. Однако реальность показала, что женщины также нередко проявляют свою агрессивность.

К многочисленным трудностям подросткового периода, обусловленным кризисной фазы перехода от детства к взрослости, сегодня добавляется нечеткость требовании к исполняемым гендерным ролям. От девочек дома требуют послушания, скромности и заботливости, в школе - достижений в умственной и физической деятельности, равных достижениям мальчиков, из средств массовой информации они узнают, что должны быть настойчивыми, честолюбивыми, ориентированными на себя. Такое «уравнение» гендерных ролей и сближение стереотипов мужественности и женственности заставляет девочек-подростков почувствовать себя одинокими существами во враждебном и угрожающем им мире. В этой ситуации агрессивность является прежде всего защитным механизмом в ответ на напряжение, связанное с затрудненностью гендерной идентификации в современном мире.

Некоторые психологи считают, что в поведении девочек-подростков наблюдается своеобразный «бунт» к уготованной для них ролью матери и хозяйки. Девочки начинают во многом копировать маскулинные признаки, такие как независимость, агрессивность, ориентированность на себя. Возможно, это является причиной того, что девочки в данном возрасте отличаются большей агрессивностью. В их поведении наблюдается множество ранее не характерных реакций: стремление обидеть другого человека, даже не заслуженно, бесцеремонное указание другим на их ошибки и недостатки, внезапные «приступы ярости», преувеличенная агрессивная реакция на критику, достаточно частое применение физической силы в конфликтах. Кроме того, агрессивность у девочек-подростков приобретает преимущественно злонамеренный характер, тогда как у мальчиков - демонстрационный.

Именно эта «злонамеренность» агрессии девочек, а также се несовместимость с традиционной направленностью женской роли на нежность и заботу о других, заставляют общественность поражаться многочисленным фактам жестокости девочек, приведенным в СМИ, и резко осуждать их. Но таких фактов не становится меньше, и они, а вместе с ними и житейские наблюдения, свидетельствуют о небывалом «всплеске» женской агрессивности.

Цель дипломного исследования — выявление особенностей проявления агрессивности у девочек подросткового возраста, а также коррекция агрессивного поведения девочек-подростков.

Объект исследования - феномен агрессивности у девочек-подростков.

Предмет исследования — особенности проявлений агрессивности у девочек-подростков.

Гипотеза исследования: специально организованные занятия по коррекции агрессивного поведения девочек-подростков будут способствовать снижению индекса их агрессивности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать предложенные исследователями в области психологии теоретические подходы к изучению феномена агрессивности человека.
  2. Раскрыть особенности подросткового возраста, а также особенности развития девочек-подростков.
  3. Исследовать особенности агрессивности девочек-подростков и установить влияние повышенной агрессивности на их социальную адаптированность и поведение.
  4. Разработать систему коррекционных техник и упражнений, направленных на коррекцию поведения высокоагрессивных девочек-подростков.

Meтоды исследования. Выбор методов определялся задачами отдельных этапов исследования. С целью изучения особенностей поведения и социальной адаптированности агрессивных девочек-подростков использовался комплекс психодиагностических методик, раскрывающих специфику взаимоотношений в различных социальных сферах (в семье, школе, среде сверстников). На коррекционном этапе использовались техники и упражнения, разработанные для коррекции агрессивного поведения.

Методы исследования: опросник Басса-Дарки; методика выявления уровня социальной фрустрированностн (В.В. Бойко); беседа.

  • Цена руб.: 1200