Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста на примере ознакомления с трудом взрослых курсовая работа
Содержание
Введение 3
Глава 1. Словарная работа в старшей дошкольной группе 5
1.1. Роль словарной работы в обучении дошкольников 5
1.2. Работа с многозначными словами 8
Глава 2. Активизация словаря старших дошкольников в процессе ознакомления с трудом человека 14
2.1. Ознакомление детей с трудом взрослых 14
2.2. Методы и приемы работы над словарем 21
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование 26
3.1. Организация и методика исследования 26
3.2. Анализ результатов практического исследования 27
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложение 1 35
Приложение 2 36
Приложение 3 37
Приложение 4 38
Актуальность проблемы формирования словаря в процессе ознакомления старших дошкольников с трудом взрослых на социально-педагогическом уровне продиктована также тем, что социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста, любящей труд, способной к преобразованию окружающего мира, что отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании», в «Концепции дошкольного воспитания» и других нормативно-правовых документах страны. В них указано, что трудолюбие необходимо рассматривать как одно из базовых нравственных качеств личности, определяющих в будущем ее успешность и удовлетворенность жизнедеятельностью.
Цель курсовой работы – исследовать формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста на примере ознакомления с трудом человека.
Объект исследования: процесс речевого развития дошкольников в условиях ДОУ.
Предмет исследования: формирование словаря старших дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых.
В соответствии с целью нами были определены задачи:
- охарактеризовать словарную работу со старшими дошкольниками;
- выявить роль словарной работы для развития речи детей;
- определить, как можно активизировать словарь старших дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых;
- разобрать методы и приемы работы над словарем старшего дошкольника.
Основу исследования составили труды Аванесова В.Н., Н.Н. Поддьяков, С.Н. Николаева, Александрова О.Е., Бавыкина Г.Н., Жукова Р.А., Кабан Ж., Ляховская Ю.С. Парусникова В., Ушакова О. и др.
Методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; интервьюирование детей; методы математической статистической обработки данных.
Исследование проводилось в три этапа:
- Первый этап - изучение и анализ литературы по теме исследования. Формулировка проблемы, поиск основных направлений исследований, выработка объекта, предмета исследования, определение целей и задач эмпирического исследования.
- Второй этап - проведение эмпирического исследования.
- Третий этап - обобщение и теоретическое осмысление полученных данных, оформление работы.
Структура курсовой работы представлена введением, тремя главами, заключением.
Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом ребенка может сформироваться правильная грамотная речь. Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью ребенок будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски. Исходя из вышеперечисленного можно заключить, что словарь ребенка является основой развития речи детей.
Диагностика детей показывает, что уровень знаний детей о современных профессиях невысок, некоторые дети совсем не имеют представлений о различных профессиях, о взаимоотношениях между людьми, другие имеют лишь поверхностные знания. Сюжетно-ролевые игры, отражающие профессии взрослых, – бедные, сюжет не развёрнут, ролевая речь недостаточно развита.
Целенаправленное педагогическое воздействие, основывающееся на расширении кругозора детей в процессе ознакомления с трудом взрослых, обусловливает положительные сдвиги в словаре старших дошкольников и показывает, что знакомство с профессиями или трудом взрослых – важное средство развития словаря у детей старшего дошкольного возраста.