Сотрудничество музея и школы курсовая работа
Содержание
Введение 3
Глава 1. Особенности образовательно-воспитательного воздействия музея 6
Глава 2. Направления и формы работы музея со школьниками 15
Глава 3. Взаимосвязь музея и школы в Карелии 18
Заключение 27
Список используемой литературы 28
Цель данной курсовой работы – выявить взаимосвязь, сотрудничество музея и школы.
Задачи курсовой работы:
- дать характеристику особенностям образовательно-воспитательному воздействию музея;
- дать характеристику направлениям и формам работы музея со школьниками;
- выявить взаимосвязь музея и школы в Карелии.
Для написания работы нами была использована литература российских и карельских авторов.
Российские авторы Е.Г. Артемов, Л.И. Крицына, Н.В. Нагорский, В.В. Титова, Б.А. Столяров, Т.Ю. Юренева и др. знакомят с музейной деятельностью в целом, рассматривают образовательно-воспитательную функцию музеев, а также рассматривают музей как институт социально-культурной деятельности, дополняющим и углубляющим работу учебно-воспитательных учреждений, реализующим свои образовательно-воспитательные возможности при помощи средств педагогики и творчества.
Карельские авторы Н.А. Анхимова, Н.М. Винокуров, Н.В.Воронина, М.В. Лопаткин, Л.Н. Полищук, Л.В. Шилова, И. Ю.Сергеева, Л.М Шляхтина., Е.Н. Мастеница, М.Ю. Юхневич рассматривают возможности использования музеев различного профиля в патриотическом, нравственном и эстетическом воспитании школьников. Рассматривают вопросы взаимосвязанной работы школы и музеев, рассказывают о созданных музейных программах, направленных на сотрудничество со школой, их место в учебном процессе.
Таким образом, подводя итоги по проделанной работе, можно констатировать, что с одной стороны музей выступает как средство адаптации человека к культурной среде, как психологическое убежище в быстро меняющемся мире, как фактор стабильности в сохранении непреходящих ценностей истории и культуры. С другой - это место духовно насыщенного общения с культурной средой, стимулирующей нравственное и эстетическое развитие личности.
Сохраняя свою уникальную природу и специфику социально-культурного института, собирающего, хранящего, исследующего, реставрирующего и экспонирующего материальные и духовные свидетельства развития природы и человека, современный музей интегрируется в систему непрерывного образования, одновременно воздействуя на интеллектуальную, нравственную и эмоциональную сферу личности, стимулирует формирование ценностного отношения индивида к прошлому и настоящему, к национально-культурным традициям и современным реалиям.
Музей необходим каждому учебному заведению, он с помощью своей экспозиции способен дополнить и обогатить любую вербальную информацию педагога, сделать сам процесс образования предметным, наглядным и осязаемым. А музею школа необходима как база первичной подготовки будущих посетителей к восприятию экспонируемых в нем ценностей.
Подводя некоторые предварительные итоги, можно также констатировать, что музейная педагогика органично вошла в практику современной школы № 43, музейно-образовательный комплекс стал инновационной структурой внутренней среды школы, экспериментальной площадкой для развития методик и технологий музейной педагогики в школе. Деятельность музейных педагогов в школе содействует становлению, образованию и воспитанию личности школьника, нравственно и духовно обогащенного историческим опытом поколений на основе активного использования историко-культурного и природного наследия Республики Карелия, информационного, ценностного, памятникового и интеллектуального потенциала музея-заповедника Кижи и других государственных и общественных музеев.