Методика и практика работы с трудными подростками курсовая работа
Содержание
Введение 3
Глава 1. Методы социального воспитания 7
1.1. Особенности поведения подростков с девиантным поведением 7
1.2. Методы социального воспитания 10
Глава 2. Практика работы с тудными подростками 17
2.1. Социальное сопровождение подростков с акцентуациями характера 17
2.2. Практика воспитательной работы с трудными подростками в Карелии 24
Заключение 34
Список использованной литературы 36
По данным ООН, около 30% всех молодых людей принимают участие в противоправных действиях, а 5% — совершают преступления — это так называемые трудные подростки, или, иначе, педагогически запущенные дети «группы риска». Они физически здоровы, но не воспитаны и не обучены, они отстают от своих сверстников в учебе, так как у них не развиты память, мышление и воображение.
Они не любят трудиться, не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям, делают только то, что им интересно. В школе они нарушают дисциплину, не хотят учиться, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, иногда бросают школу, считают себя неудачниками. Такие подростки бродяжничают, пьют, употребляют наркотики, нарушают законы. Алкоголизм приводит к воровству и тюрьме, пропаганда секса — к подростковой беременности. Именно подростки в результате физического или сексуального насилия прибегают к самоубийству.
Педагогическая запущенность усугубляется социальным «беспределом». В современных условиях детская беспризорность подходит к уровню 20-х гг. Новые экономические отношения привели к незащищенности подростков на производстве. Практика отчисления их из школы и сокращение числа ПТУ привела к тому, что четырнадцатилетние оказались не у дел, так как по КЗоТу Российской Федерации (ст. 173) принимают на работу только с 16 лет. В результате на 30% увеличилось число убийств и тяжких телесных повреждений. Разбой, грабеж, изнасилование — число этих преступлений, совершенных подростками в последние годы, растет. В 90-е гг. по сравнению с предшествующим десятилетием преступность подростков увеличилась вдвое, охватив контингент всех категорий учебных заведений, которые раньше считались благополучными (школы, техникумы, вузы).
Получение качественно новых результатов требует современных нестандартных подходов к решению проблемы профилактики, предупреждения преступлений и правонарушений как со стороны территориальной администрации, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, так и всех учреждений, входящих в воспитательную систему.
Для этого требуется:
- создание оптимальных условий для обучения и воспитания несовершеннолетних;
- обеспечение современной диагностики и эффективной коррекции развития личности.
В нашем исследовании, мы будем рассматривать социальную методику и практику работы с трудными подростками.
Методика социального воспитания – это теория и практика социального воспитания. В работе, автор рассматривает в теоретическом аспекте методики изучения личности, обучения детей самовоспитанию, самоорганизации, оказания индивидуальной помощи, методика общения и т.п.
Итак, целью нашей работы является - изучить методику и практику работы с трудными подростками.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
- дать определение подросткам с девиантным поведением, т.е. отклонениями в поведении;
- рассмотреть методы, с помощью которых следует вести коррекционную работу с трудными подростками;
- выявить особенности работы с трудными подростками на примере методики социально-педагогического сопровождения;
- показать, какие используются программы и проекты по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в республике Карелия.
Методы исследования включают в себя:
- Анализ научной и учебной литературы по проблеме исследования;
- Сбор материалов для исследования, обработка и окончательный анализ.
Для написания работы использовались следующие источники: тезисы выступления министра труда и социального развития РК Н.П. Черненко «О формировании и реализации государственной семейной политики в РК», в которой рассматриваются мероприятия по реализации государственной семейной политики. Также использовались информационные вестники за 2004 г., содержащие информацию о работе Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних, о работе органов внутренних дел РК, о наиболее интересных формах работы комиссий в виде различных программ.
В качестве основной литературы, автор данной работы использовал монографии Ю.В. Васильковой (2001 г.) о методике работы социального педагога в современных условиях, основанную конкретных примерах из опыта работы с семьей, в школе, микрорайоне с различными трудными и талантливыми детьми.