Skip to main content

Выполнено более 2000 работ!

Опыт более 15 лет!

Личностно-ориентированный подход как иновационно-гуманистическое направление в педагогике курсовая работа

Содержание

Введение 3

Глава 1. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности 5

1.1. Сущность личностно-ориентированного образования: психолого-дидактическая характеристика 5
1.2. Функции личностно-ориентированного подхода и влияние его на развитие учащихся 12

Глава 2. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока 18

2.1. Психолого-дидактическая характеристика личностно-ориентированного урока 18
2.2. Создание ситуации выбора на уроке 22

Заключение 29

Список использованной литературы 31

В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство.

Большинство педагогических коллективов страны осваивают теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Многие педагоги считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности. Такая популярность личностно ориентированного подхода обусловлена рядом объективных обстоятельств. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во-вторых, психологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность, а это, в свою очередь, требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно ориентированных систем обучения и воспитания школьников. Для этого необходимо систематизировать уже накопленные исследователями и практиками знания о данном подходе.

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находиться ученик, не учитель, деятельность познания, а не преподавания.

Идея этого подхода весьма привлекательна и издавна стимулирует педагогов, как в нашей стране, так и за рубежом искать пути ее реализации. Поскольку это обучение ориентировано на личностные характеристики, предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления), постольку речь должна идти не просто о возможности выбора профильного обучения старших классах, как это иногда звучит, а об особенностях самого процесса обучения, отбора соответствующих технологий.

Объектом исследования является личностно-ориентированный подход.

Предмет исследования – дидактические условия применения личностно-ориентированного подхода в школе к учащимся в организации процесса обучения.

Таким образом, цель нашего исследования – изучение личностно-ориентированного подхода как иновационно-гуманистического  направления в педагогике.

Задачи исследования:

  1. рассмотреть сущность личностно-ориентированного образования;
  2. выявить функции личностно-ориентированного подхода и его влияние на развитие детей;
  3. рассмотреть теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока.

Теоретико-методологической базой исследования явились фундаментальные работы ведущих ученых в данной области Е. В. Бондаревской, О. С. Газмана, Е.Н. Степанова, Е.С. Полат, Г.В. Глухова, С.Д. Полякова, И. Якиманской и др.

В трудах перечисленных авторов определяется сущность личностно ориентированного образования, даются психолого-дидактические характеристики, обеспечивающие личностно-ориентированную направленность обучения.

Данные авторы успешно доказывают, что среди системообразующим в действующей системе образования является личностный компонент, а также разворачивают широкую палитру дидактических методов и технологических средств, с помощью которых на уроке происходит приоритетное развитие личностно-смысловой сферы учащихся в атмосфере интеллектуальных, нравственных, эстетических переживаний, столкновение мнений, взглядов, позиций, научных подходов, проектирования возможных решений познавательных и практических задач.

Для реализации поставленной цели и задач исследования был использован комплекс теоретических методов:

  1. теоретический анализ педагогической, психологической, методической и специализированной (предметной) литературы по исследуемой проблеме;
  2. обобщение педагогического опыта.
  • Цена руб.: 500