Культурно-досуговая и творческая деятельность дошкольников и школьников начальных классов курсовая работа
Содержание
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические принципы культурно-досуговой деятельности детей 5
1.1. Понятие культурно-досуговой деятельности 5
1.2. Сущность и принципы культурно-досуговой деятельности 7
Глава 2. Виды, формы, программы культурно-досуговой деятельности 15
2.1. Виды культурно-досуговой деятельности 15
2.2. Программы культурно-досуговой деятельности 22
Заключение 39
Список используемой литературы 40
Организация досуга — традиционное направление деятельности школы и внешкольных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей.
Образовательный потенциал культурно-досуговой деятельности велик при педагогически правильной организации она обеспечивает ребенку приобщение к культуре, прежде всего к художественно-творческой деятельности; развитие творческого мышления; совершенствование интеллектуальных, художественных и специальных способностей; расширение общего кругозора; овладение опытом самореализации в совместной творческой деятельности, культурой общения и поведения. Культурно-досуговая деятельность рассматривается нами как самостоятельный и специфический компонент, или модуль образовательного процесса.
Таким образом, объектом данной работы является культурно-досуговая и творческая деятельность дошкольников и школьников начальных классов.
Предмет – виды и формы культурно-досуговой и творческой деятельности дошкольников и школьников начальных классов.
Цель данной работы – теоретическое обоснование разнообразия и влияния культурно-досуговой деятельности на приобщение ребенка к культуре, развития творческого мышления и воображения, расширение общего кругозора.
Целевая направленность работы определила решение следующих задач:
- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме культурно-досуговой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- теоретически обосновать значимость культурно-досуговой деятельности в развитии детей;
- раскрыть сущность культурно-досуговой деятельности;
- изучить и выявить особенности программ культурно-досуговой деятельности в детском саду и начальной школе.
Таким образом, в заключении хотелось бы подчеркнуть, что культурно-досуговая деятельность напрямую связана с нравственным и эстетическим воспитанием детей. Необходимо также помнить, что только позитивно содержательный досуг будет способствовать формированию основ культуры ребенка.
Одним из основных принципов организации культурного досуга дошкольников и младших школьников должно быть нравственное и эстетическое формирование личности. Эти два направления относительно самостоятельны в проведении учебно-воспитательной работы. Каждое из них решает свои задачи и имеет собственные средства и методы для их реализации.
Но вместе с тем проведенные исследования показывают, что они имеют много общего по своему содержанию и по направленности. Их общие черты предопределены укладом жизни людей. Нравственное и эстетическое воспитание есть формирование нравственного и эстетического сознания, а также нравственной и эстетической деятельности социально-активной личности. Под нравственной деятельностью подразумевается специфический аспект, проявляющийся во всех видах человеческой деятельности. При этом важную роль играет осознание самим индивидом в ходе общественно-исторической практики ценное своего поступка. Эстетическая деятельность также пронизывает все виды деятельности человека и в отличие от нрав венной имеет свой особый специфический вид проявления художественно-творческую деятельность.