Особенности сюжетно-ролевой игры у одаренных детей-дошкольников старшего возраста курсовая работа
Содержание
Введение 3
Глава 1. Раскрытие одаренности в дошкольном возрасте 6
1.1. Научное понимание одаренности 6
1.2. Отличительные особенности развития одаренных детей 9
1.3. Возрастные особенности развития одаренного дошкольника 17
Глава 2. Значение сюжетно-ролевой игры в развитии способностей у одаренных детей 21
2.1. Сущность игры, игровой деятельности дошкольников 21
2.2. Развитие педагогом-воспитателем творческих и интеллектуальных способностей у одаренных детей в процессе сюжетно-ролевой игры 28
2.3. Сюжетно-ролевая игра одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении №6 г. Кондопога 31
Заключение 33
Список используемой литературы 35
Проблема одаренности дошкольника становится актуальной, поскольку изменения происходящие в последнее время в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.
В условиях детского дошкольного учреждения спонтанное обучение детей происходит в игровых занятиях. Игра была предметом многочисленных исследований с точки зрения ее связи с детским творчеством. Ученые предполагают, что поскольку игра является процессуальным, а не продуктивным видом деятельности, ребенок по-своему преобразует окружающую среду (что зачастую приводит к новым или нетрадиционным результатам); активная игровая деятельность детей может благоприятно сказаться на повышении их творческих возможностей.
Определяя предметность сюжетно-ролевой игры дошкольника как смыслы человеческой деятельности и подчеркивая, что «...на предметах не написан способ действий с ними, а на действиях – их человеческий смысл». Д.Б. Эльконин указывал путь исследова¬ния игры как «особой деятельности ребенка по ориентации в мире человеческих действий, человеческих отношений задач и мотивов человеческой деятельности». Своеобразие сюжетно-ролевой игры как специфической формы жизни ребенка в обществе взрослых он видел в том, что «в ней все условно кроме смысла осуществляемой ребенком деятельности».
Таким образом, проблемы развития способностей одаренного ребенка, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе их обучения и воспитания, потребность педагогической практики использования сюжетно-ролевой игры в процессе развития способностей одаренных детей, в формировании оригинального и творческого мышления у старших дошкольников, обусловили актуальность темы.
Таким образом, цель настоящей работы – выявить особенности сюжетно-ролевой игры у одаренных детей-дошкольников старшего возраста и их влияния на развитие оригинального и творческого мышления.
Объект исследования: процесс сюжетно-ролевой игры старших дошкольников.
Предмет исследования: формирование оригинального и творческого мышления в процессе сюжетно-ролевой игры.
Гипотеза исследования: в силу того, что сюжетно-ролевая игра моделирует ситуацию, обеспечивает конструирование и проектирование сюжета, сочетание процессов имитации и их реализацию в выполнении одаренным дошкольником роли, то в результате игры у ребенка формируется и развивается оригинальное и творческое мышление, направленное на воссоздание реальных явлений и процессов, и развитие интереса.
Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
- изучение психолого-педагогической литературы по теории одаренности и игровой деятельности и определения концептуальных подходов к проблеме;
- изучение особенностей сюжетно-ролевой игры и ее возможностей в формировании и развитии оригинального и творческого мышления у одаренных детей старшего дошкольного возраста;
- проведение педагогического эксперимента с целью выявления эффективности применения сюжетно-ролевых игр в процессе формирования и развития оригинального и творческого мышления у одаренных детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую базу исследования составили идеи:
- о проблеме одаренности (Д.Б.Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Б.М.Теплов и др.);
- о сюжетно-ролевой игре как одной из видов деятельности, определяющей развитие одаренного ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.П. Аникеева и др.);
Базой опытно-экспериментальной работы явилось дошкольное образовательное учреждение №6 г. Кондопога.
Методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- целенаправленное наблюдение за деятельностью педагога-воспитателя и детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры;
- педагогический эксперимент, направленный на выявление эффективности использования сюжетно-ролевой игровой деятельности на этапе развития способностей у одаренных детей.