Skip to main content

Выполнено более 2000 работ!

Опыт более 15 лет!

Формирование компонентов сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Дипломная работа

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 7

1.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 7
1.2. Сущность, структура сюжетно-ролевой игры и особенности педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой в дошкольной организации 13
1.3. Содержание и комплекс методов коррекционно-развивающей работы по формированию компонентов сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 20
Выводы по первой главе 25

Глава 2. Методические рекомендации по диагностике и формированию компонентов сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 27

2.1. Диагностические методики по изучению уровня сформированности компонентов сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 27
2.2. Методические рекомендации по формированию компонентов сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 31
Выводы по второй главе 39

Заключение 40

Список использованной литературы 42

Приложения 47

Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования компонентов сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, были сделаны следующие выводы.

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития показала, что у старших дошкольников с ЗПР при потенциально сохранных возможностях интеллекта наблюдаются следующие психологические 28 особенности: неразвитость познавательных интересов; низкий уровень мотивации учебной деятельности; сниженная работоспособность; замедленный темп приема и переработки информации; фрагментарные знания и представления об окружающем мире; недостаточная для своего возраста сформированность познавательных процессов; отставание в развитии речи при сохранности анализаторов, участвующих в становлении речи: эмоциональная незрелость.

Детям с ЗПР свойственна повышенная утомляемость, им тяжело включаться в совместную деятельность, они рассеяны, эмоционально не развиты. Таким детям характерна слаборазвитая монотонная безэмоциональнная речь, бедный словарный запас.

Особенности сюжетно – ролевой игры у дошкольников с ЗПР определяются через ее структурные компоненты. К ним относятся: игровой замысел, который подразумевает во что и как будут играть дети; сюжет игры, который представляет собой отражение детьми определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих; содержание игры, то, что дети выделяют в качестве основного момента в деятельности взрослых, отражаемом в игре; роль в игре; игровые действия, которые носят изобразительный характер; правила игры, которые устанавливаются либо самими детьми, либо взрослым, либо совместно детьми и взрослым и определяют поведение и взаимоотношения играющих.

Для коррекции таких особенностей детей с ЗПР помогают сюжетно-ролевые игры, но сюжетно-ролевая игра детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте отличается стереотипностью, формальностью действий, а также отсутствием даже элементарного сюжета. Дети с задержкой психического развития не владеют умением замещения предметов, фиксирующей и планирующей речью.

У дошкольников с ЗПР оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию, а, следовательно, недостаточен в плане подготовки их к обучению в школе.

У детей старшего дошкольного возраста с ЗПР без специальных методов коррекционно-развивающейся работы игра может вообще не сформироваться. Поэтому требуется специальная работа по формированию компонентов сюжетно-ролевой игры. Развитие сюжетно-ролевой игры у детей с ЗПР и формирование ее компонентов возможно через включение ребенка в процесс обучения игре, благодаря коррекционной программе.

  • Цена руб.: 1200