Дипломная работа Влияние фольклора на социализацию детей дошкольного возраста
Содержание
Введение 3
Глава 1. Социализация – необходимый процесс при воспитании дошкольников 6
1.1. Понятие «социализации» 6
1.2. Особенности детей дошкольного возраста 11
1.3. Средства ознакомления детей дошкольного возраста с социальной действительностью 15
Глава 2. Сказка как средство социализации детей дошкольного возраста 22
2.1. Феномен фольклора 22
2.2. Сказка как средство социализации ребенка 27
2.2. Психолого-педагогические особенности работы со сказкой с детьми дошкольного возраста 33
2.4. Особенности восприятия фольклора, сказки детьми дошкольного возраста 37
Глава 3. Опытно-исследовательская часть 44
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложение 1 53
Приложение 2 55
Приложение 3 57
Сказки русского народа К.Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. Сказки, являясь художественно-литературными произведениями есть сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи.
Сказки являются важным воспитательным средством, в течении столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому социализация детей посредством сказки вполне естественный и эффективный процесс. Слушая сказку, ребенок постигал окружающий мир, взаимоотношения людей, учился преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра и справедливости.
Таким образом, объект нашего исследования – социализация детей.
Предмет – фольклор как средство социализации детей дошкольного возраста.
Цель нашей работы – теоретическое обоснование и практическое апробирование влияния фольклора на социализацию детей дошкольного возраста.
Гипотеза: социализация детей дошкольного возраста средствами фольклора будет эффективна, если:
- будет осуществляться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;
- будут создаваться условия для социализации детей дошкольного возраста в процессе знакомства с фольклором;
- будет использоваться систематически и коллективно;
- будет использоваться разнообразие видов фольклора;
- будет привлечение детей дошкольного возраста к активному участию при знакомстве с фольклором.
Целевая направленность работы определила решение следующих задач:
- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме социализации детей дошкольного возраста;
- теоретически обосновать значимость социализации детей дошкольного возраста для дальнейшей жизни;
- раскрыть сущность социализации;
- изучить и обобщить опыт социализации детей дошкольного возраста сказкой.