Skip to main content

Выполнено более 2000 работ!

Опыт более 15 лет!

Дипломная работа Развитие речи в начальной школе методом изложения

Содержание

Введение 3

Глава 1. Изложение. Его роль в развитии речевых умений школьников 7

1.1 Место изложений в системе работы по развитию речи 7
1.2 Специфика изложений, как одного из видов работ по развитию речи 10
1.3 Виды изложений 13
1.4 Требования к изложениям 18
Выводы по 1 главе 22

Глава 2. Методика работы с изложением в начальной школе 23

2.1 Системный подход в организации работы над изложением в начальной школе 23
2.2 Методика оценивания изложения, выявление основных видов ошибок и путей их предотвращения 36
2.3 Пути повышения творческой активности учащихся при написании изложений 42
Выводы по 2 главе 47

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа 49

3.1 Описание констатирующего эксперимента 49
3.2 Описание обучающего эксперимента 52
3.3 Результаты обучающего эксперимента 56
Выводы по эксперименту 58

Заключение 59

Литература 62

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку и самым уязвимым местом урока чтения, грамматики и орфографии является работа по развитию связной речи учащегося. Как правило, учителя затрудняются при подготовке к проведению на уроках сочинений и изложений, особенно при разработке содержания подготовительной беседы и составления ее плана; затрудняются также при распознании и классификации ошибок, допущенных учащимися в содержании, построении и речевом оформлении высказываний, вследствие чего значительное число ошибок в ответах учащихся и в письменных работах (изложениях и сочинениях) оказываются учителем неучтенным.

Поэтому цель данной работы – осветить некоторые аспекты методики развития речи при работе с изложением. Цель практической части выявить основные методические рекомендации по проведению занятий развития письменной речи. «Прошло то время, когда развитие речи было всего лишь одним из направлений работы на уроках русского языка. Сейчас это ведущий принцип обучения. В связи с этим хочется вспомнить о забытом изложении. Оно органично сочетает в себе работу по развитию речи с орфографо-пунктуационной и объединяет все четыре вида речевой деятельности (слушаю – говорю – читаю - пишу)».

Умение учащегося понимать и сознательно строить словесные сообщения разных типов формирующиеся в процессе их мыслительной деятельности, преимущественно на этапе подготовки к связному сообщению по следующим направлениям:

  • в процессе целенаправленного анализа источника, из которого чередуется материал для развития речи (будь то читаемый текст или картина);
  • в процессе овладения содержанием (при вычленении главного и второстепенного, в работе над языком);
  • в процессе осознания структуры готового или связного сообщения.

Развития речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляется так же в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. «Успехи учащегося в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической зоркости и грамотности».

Поэтому задачи этой работы:

  1. Показать важность работы над изложением в начальной школе, как одним из видов работ по развитию речи.
  2. Выделить основные методы и способы работы с изложением.
  3. Экспериментальным путем апробировать изложенную теорию.

Соответственно объектом исследования является сама методика работы с изложением в начальной школе на уроках русского языка. Ведь суть деятельности учащихся при написании изложения – уяснить содержание текста и его смысл, чтобы логически воспроизвести  активизируя свой словарный запас слов. Суть деятельности учителя очень обширна; но сводится к обучению детей связной устной и письменной речи.

  • Цена руб.: 1200