Дипломная работа Развитие словаря у детей дошкольного возраста с помощью лексических упражнений и дидактических игр
Содержание
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста 10
1.1 Эволюция исследований в области развития речи детей дошкольного возраста 10
1.2 Задачи и содержание словарной работы в детском саду 14
1.3 Особенности формирования словаря детей в дошкольном возрасте 15
1.4 Лексические средства выразительности речи, доступные детям 25
1.5 Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста 28
1.5.1 Дидактические игры и лексические упражнения – методы словарной работы 29
Глава 2. Экспериментальная часть 41
2.1 Экспериментальная работа по развитию активного словаря прилагательных у детей дошкольного возраста в процессе дидактических игр и лексических упражнений 41
Заключение 55
Список использованной литературы 57
Приложение 60
Объект исследования: формирование словаря у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра и лексические упражнения как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста.
Цель дипломной работы: исследовать уровень развития словаря у детей дошкольного возраста с помощью лексических упражнений и дидактических игр. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- Изучить и проанализировать теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста;
- Выявить особенности формирования словаря детей дошкольного возраста;
- Определить задачи и содержание словарной работы в детском саду;
- Изучить методику развития словаря детей дошкольного возраста;
- Изучить специфику проведения дидактических игр и лексических упражнений с детьми дошкольного возраста;
- Экспериментально проверить результативность использования разработанной технологии в процессе развития словаря у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: предполагается что дидактические игры и лексические упражнения являются средством развития словаря детей дошкольного возраста; систематизация теоретического материала и эмпирического исследования позволит разработать и поэтапно реализовывать систему лексических упражнений и дидактических игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста.
Этапы исследования:
1 этап - На первом этапе формировались основные положения исследования, изучалась психолого-педагогическая литература и методическая, изучались методики по развитию словаря детей дошкольного возраста. Изучалась и анализировалась система дидактических игр и лексических упражнений и их влияние на развитие словаря детей дошкольного возраста.
2 этап - на втором этапе рассмотрено состояние исследуемой проблемы на практике и раскрыта сущность ее реализации. Также проводилась опытно-педагогическая работа, состоящая из трех этапов:
- констатирующий эксперимент,
- формирующий эксперимент,
- контрольный эксперимент.
Базой исследования явился детский сад №13 г. Снежинска.
В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.
Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 38 наименований.