Пространственное мышление у детей младшего школьного возраста с ДЦП ВКР
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования пространственных представлений 7
1.1. Понятие «пространственное мышление» и «пространственное восприятие» 7
1.2. Клинико-психологическая характеристика младших школьников с ДЦП 12
1.3. Характеристика пространственного представления у младшего школьника 22
1.4. Характеристика пространственного представления у младших школьников с ДЦП 29
1.5. Психолого-педагогические подходы (технологии) по формированию пространственных представлений 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию пространственных представлений 44
2.1. Постановка проблемы и методы исследования 44
2.2. Методики и результаты исследования пространственного мышления у младших школьников с ДЦП 45
Заключение 80
Список использованной литературы 82
Анализ состояния временно-пространственных отношений проводится на основании экспериментального изучения 73 детей с диагнозом детский церебральный паралич в возрасте от б лет 3 месяцев до 7 лет 8 месяцев с различными клиническими формами детского церебрального паралича, не имеющих олигофрении, которые в течение трех лет находились в специализированном детском санатории № 65 г. Москвы.
Для этих обследуемых детей была характерна недостаточная дифференцированность и низкая актуализация временных и особенно всех пространственных связей и отношений в экспрессивной речи, выраженная зависимость качества ответов от характера психической деятельности и темпа мышления. В словесной оценке пространственных отношений, даже при правильном их понимании, отмечалось влияние и большая значимость чувственного восприятия пространства, особенно у детей с ограниченным словарным запасом.
Известно, что одной из предпосылок развития пространственного представления является накопление известного опыта различия и выделения пространственных признаков и отношений в конкретном практическом действии. Дети испытывали значительно большие затруднения в игровых действиях, связанных с распределением предметов по различным направлениям.
Предметом исследования является изучение особенностей пространственного мышления у детей младшего школьного возраста с ДЦП.
Объект исследования - дети данной категории.
Целью данной работы является выявление уровня пространственного мышления у детей младшего школьного возраста с ДЦП с помощью специально подобранных методик и определить результаты проведенного исследования.
Целевая направленность работы обусловила решение следующих задач:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
- Выявить своеобразие пространственных представлений и предметно-практической ориентировки в пространстве у детей с ДЦП;
- Определить содержание и специфику коррекционно-педагогической работы, позволяющие оптимизировать процесс формирования пространственной ориентировки у детей с ДЦП;
- Подобрать методики по исследованию пространственного мышления у детей младшего школьного возраста с ДЦП;
- Экспериментально проверить эффективность предложенных приемов и методов обучения;
- Определить уровень развития пространственного мышления у детей данной категории;
- Сформулировать выводы по результатам диагностики.