Skip to main content

Выполнено более 2000 работ!

Опыт более 15 лет!

Пространственное мышление у детей младшего школьного возраста с ДЦП ВКР

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования пространственных представлений 7

1.1. Понятие «пространственное мышление» и «пространственное восприятие» 7
1.2. Клинико-психологическая характеристика младших школьников с ДЦП 12
1.3. Характеристика пространственного представления у младшего школьника 22
1.4. Характеристика пространственного представления у младших школьников с ДЦП 29
1.5. Психолого-педагогические подходы (технологии) по формированию пространственных представлений 33

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию пространственных представлений 44

2.1. Постановка проблемы и методы исследования 44
2.2. Методики и результаты исследования пространственного мышления у младших школьников с ДЦП 45

Заключение 80

Список использованной литературы 82

Анализ состояния временно-пространственных отношений проводится на основании экспериментального изучения 73 детей с диагнозом детский церебральный паралич в возрасте от б лет 3 месяцев до 7 лет 8 месяцев с различными клиническими формами детского церебрального паралича, не имеющих олигофрении, которые в течение трех лет находились в специализированном детском санатории № 65 г. Москвы.

Для этих обследуемых детей была характерна недостаточная дифференцированность и низкая актуализация временных и особенно всех пространственных связей и отношений в экспрессивной речи, выраженная зависимость качества ответов от характера психической деятельности и темпа мышления. В словесной оценке пространственных отношений, даже при правильном их понимании, отмечалось влияние и большая значимость чувственного восприятия пространства, особенно у детей с ограниченным словарным запасом.

Известно, что одной из предпосылок развития пространственного представления является накопление известного опыта различия и выделения пространственных признаков и отношений в конкретном практическом действии. Дети испытывали значительно большие затруднения в игровых действиях, связанных с распределением предметов по различным направлениям.

Предметом исследования является изучение особенностей пространственного мышления у детей младшего школьного возраста с ДЦП.

Объект исследования - дети данной категории.

Целью данной работы является выявление уровня пространственного мышления у детей младшего школьного возраста с ДЦП с помощью специально подобранных методик и определить результаты проведенного исследования.

Целевая направленность работы обусловила решение следующих задач:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
  2. Выявить своеобразие пространственных представлений и предметно-практической ориентировки в пространстве у детей с ДЦП;
  3. Определить содержание и специфику коррекционно-педагогической работы, позволяющие оптимизировать процесс формирования пространственной ориентировки у детей с ДЦП;
  4. Подобрать методики по исследованию пространственного мышления у детей младшего школьного возраста с ДЦП;
  5. Экспериментально проверить эффективность предложенных приемов и методов обучения;
  6. Определить уровень развития пространственного мышления у детей данной категории;
  7. Сформулировать выводы по результатам диагностики.
  • Цена руб.: 1200