Skip to main content

Выполнено более 2000 работ!

Опыт более 15 лет!

Роль пальчиковых игр и упражнений в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста Дипломная работа

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы в развитии речи детей среднего дошкольного возраста 6

1.1. Значение речевого развития в формировании личности ребенка 6
1.2. Особенности развития среднего дошкольного возраста детей 14
1.3. Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста 19

Глава 2. Из опыта работы по использованию пальчиковой гимнастики с целью развития детей среднего дошкольного возраста 28

2.1. Выявление уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста 28
2.2. Апробация комплексов игр и упражнений в развитии речи детей 34
2.3. Выявление результативности проведённой работы 41

Заключение 43

Список литературы 46

Приложение 1 49
Приложение 2 51
Приложение 3 52
Приложение 4 53

Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как эти процессы связаны между собой?

Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. При этом ребенок не сразу начинает контролировать движения всех своих мускулов, и ему нужно помочь научиться делать это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождать словами песнями, играми, движениями пальцев ребенка.

Такие исследователи, как Н.М. Аксарина, А. Валлон, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, М.М. Кольцова, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, Э.Г. Пилюгина, А.М. Фонарев, Н.М. Щелованов и многие другие доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития.

Целью данной работы является разработка комплекса упражнений пальчиковой гимнастики, направленных на развитие мелкой моторики и речи у детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования: речевое развитие детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: роль пальчиковых игр и упражнений в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза: предполагается, что развитие речи у детей среднего  дошкольного  возраста будет эффективнее, если целенаправленно и систематически применять систему упражнений пальчиковой гимнастики.

Задачи исследования, вытекающие из цели и гипотезы, конкретизированы следующим образом:

  1. Теоретически обосновать взаимосвязь процессов развития мелкой моторики и развития речи детей среднего дошкольного возраста.
  2. Выявить уровень развития речи детей среднего дошкольного возраста.
  3. Разработать и апробировать систему упражнений пальчиковой гимнастики, направленной на развитие речи детей среднего дошкольного возраста.

При рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных.

  • Цена руб.: 1200